X
Фото Видео Форум Контакты
Расписание богослужений

16 Июня
Воскресенье

ДЕНЬ СВЯТОЙ
ТРОИЦЫ
ПЯТИДЕСЯТНИЦА

Все расписание
09:00Молебен
09:30Часы. Литургия. Великая вечерня
16:30Утреня
Православный календарь



Росписи храма

Центральная апсида храма

Фреска в центральной  апсиде

(начало работ 2 августа 2017 г., завершение – 15 ноября 2017 г.)

 

Пантократор и Тетраморфы

Пантократор — иконографический тип Христа как Небесного Царя и Судии, Господа Вседержителя, Спаса Вседержителя. «Вседержитель» или «Пантократор» («всевластный») — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте.

 

Тетраморфы - "четыре зверя", появляется в видениях ветхозаветных пророков Иезекииля (Иез 1:1-14, 10:1-22), а в несколько другой форме у Даниила (Дан 7:1-18) и в Откровении Иоанна Богослова, то есть Апокалипсисе (Откр 4:7-8). Когда раннехристианские авторы осмысляли ветхозаветное наследие, они отождествили зверей из видений с четырьмя евангелистами.

 

Согласно Иерониму, тетраморф определяется следующим образом: святой Матфей – imago hominis, крылатый человек (иногда принимается: ангел), святой Марк – imago leonis, лев; святой Лука – imago vitulis, телец; святой Иоанн – imago aquilae, орел.

 

(Ниже)

 

Причащение Апостолов

Каждый Божий день в течение всего года (за редчайшими исключениями) Церковь совершает таинство Евхаристии. Поэтому образ Тайной Вечери или Причащения Апостолов находится в самом иконостасе, непосредственно над царскими вратами, через которые священник выносит Чашу с Телом и Кровью Христовой для причащения народа.

 

В церковном году есть один единственный день – Великий Четверг Страстной Седмицы, когда совершается воспоминание этого священного исторического события, которое произошло в Сионской горнице.

 

Когда собрал Господь Своих учеников, для того чтобы разделить с ними Свою последнюю трапезу, когда преломил самый простой хлеб, благословил самое простое вино и Своею властию Божией преложил их в Свои Тело и Кровь (Мф. 26, 26-28; Мк. 22-24; Лк. 22, 17-20).

 

И благословил своих учеников это таинство совершать до скончания века, сказав, что в этом таинстве – залог жизни с Ним и в Нем, пребывания в Боге и сейчас, в этой земной жизни, и в жизни будущего века. Потому в течение всех двух тысяч лет по всей вселенной, по всему земному шару каждый день, за исключением будней Великого поста и еще нескольких редчайших дней в году исполняется это благословение Христово.

 

«Нас же всех соедини друг ко другу»

 

Литургия в переводе с греческого – «общественное служение», «общее дело», общее дело всех христиан, поэтому Литургия по определению не может совершаться в пустом храме, не может священник для самого себя ее совершать. Принципиально важно, чтобы хоть несколько человек даже в самые «незначительные» будние дни, участвовали в Божественной литургии, причащались Тела и Крови Христовых.

 

На иконе Тайной Вечери мы видим Сионскую горницу, мы смотрим словно сверху, чуть отстраненно. Круглый стол, за которым сидят равные между собой ученики Христовы и их Божественный Учитель.

Но есть и совсем иная иконография этого же события, которая еще более возвышается над историзмом и повествовательностью, еще один вариант образа Причащения апостолов – их шествие ко Христу. В ряд расположены подходящие с обеих сторон ученики, среди которых и апостол Павел, а в центре, в Горнем месте – Христос.

 

Это изображение часто помещается на втором ярусе алтарной апсиды. Во время совершения Божественной литургии священнослужители и народ Божий, созерцая образы Тайной Вечери и Причащения апостолов в глубинах алтаря или в иконостасе над царскими вратами, снова и снова переживают событие, происходившее и 2000 лет назад, и сегодня, и в вечности…

 

В отличие от камерной композиции Тайной Вечери, иконография Причащения апостолов, особенно в алтарном, имеющем, как правило, сферическую поверхность, изображении, такова, что в нее включаются и все люди, стоящие в храме, мы с вами.

 

Лики некоторых апостолов обернуты к нам, словно говорящие: «Мы идем, а вы идете?» Вот еще символ: содержание настенных росписей может приглашать к себе, включать в себя и зде предстоящих и молящихся.

 

Когда священнослужители стоят рядом с образами апостолов у Престола, мы видим начало того апостольского преемства, которое дошло и до сего дня.

 

(Ниже)

Богородица и пророки

 

О догматическом значении образа Богородицы свидетельствует Ее изображение в алтарных апсидах, поскольку Она символизирует Церковь. История Церкви от пророка Моисея до Рождества Христова предстает как действие Промысла о рождении Той, через Которую осуществится спасение мира, поэтому образ Богородицы занимает центральное место в пророческом ряду иконостаса и росписях алтаря. 

Пророческий ряд являет собой ветхозаветную церковь от Моисея до Христа. Он состоит из изображений пророков со свитками в руках. На свитках начертаны как раз те пророчества, которые исполнились с приходом в мир Христа. Первоначально в центре ряда помещались изображения Давида и Соломона, позже — Богоматерь.

 

Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от Которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится изображение Божией Матери.

 

Христос в Гефсиманском саду

Евангельский рассказ о Гефсиманской молитве, которую еще иногда называют молением о чаше, в Евангелии от Марка (Мк. 14, 32-36), очевидно, дошел до нас от апостола Петра, Марк был спутником великого апостола и, видимо, его Евангелие построено на рассказах Петра.

Христос полностью разделяет все страдания мира, всю людскую боль, физическую и душевную. Любой человек перед лицом предательства, оставленности, мучения, смерти, теперь может знать, что Христос — с ним, Он спустился на самое дно боли и скорби, чтобы быть с каждым, кто страдает. 

Он спускается к ним на самое дно душевного и телесного страдания, чтобы взять каждого за руку и вывести к вечной радости Воскресения.

 

Василий Великий

Имя «Великий» Василию дали за огромную деятельность во имя церкви. Он соединил воедино умение богослова, философское учение и монашество. Святой Василий был автором Божественной литургии, которая по-прежнему отмечается десять раз в год согласно нашему церковному календарю. Он установил правила и положения для монашеских общин и, как говорят, был организатором и основателем первой христианской больницы. 

Церковь ценит Василия Великого за неоценимый вклад в православие. Василий являлся поборником морали, проповедовал веру, помогал каждому найти путь к очищению и исцелению, был мудрым учителем и наставником.

 

Иоанн Златоуст

Константинопольский Архиепископ и величайший богослов Иоанн Златоуст почитается как один из трех значимых Вселенских святителей, наравне с Григорием Богословом и Василием Великим. Он является творцом известных проповедей и псалмов, борцом за аскетические идеалы и критиком мировой несправедливости.

Как гласит его титул, Святой Иоанн Златоуст («Золотая гора») был одним из самых красноречивых докладчиков, которых когда-либо знала христианская Церковь.

Как патриарх Константинопольский, Иоанн бесстрашно выступил против социальных и моральных проблем того времени, часто провоцируя гнев Императора и его семьи в этом процессе! Он еще и плодовитый писатель, многие из проповедей и трудов Святого Иоанна были сохранены. Многие сегодня оказываются столь же своевременными, как и в тот день, когда они были написаны. Его форма Божественной литургии по-прежнему отмечается в большинстве воскресений и святых дней в Православной Церкви

Иконография святителя Иоанна Златоуста почти не отличается от общей иконографии святителей. Но в Византийское время у нее была одна особенность: святителя писали с крестом – знаком мученичества. Интересно, что свт. Иоанн Златоуст пострадал не от язычников, не от еретиков, а от своих же собратьев и не без участия тогдашней власти.

 

 

Воскрешение Лазаря

Воскрешение Лазаря принадлежит к числу изображений, иконография которых сильно развилась со времени своего возникновения. Древнейшие известные изображения его относятся к первым векам христианства, начиная со II в в иконе Воскрешения Лазаря, как и в Уверении Фомы, суть изображения – не в его скрытом смысле, не в том, что подразумевается, а в том, что конкретно передается и явно показывается.

Фреска передает внешнюю, физическую сторону чуда воскрешения с той доступностью человеческому восприятию и исследованию, с которой это чудо было совершено, как и описывает его евангельское повествование.

Следуя повествованию Евангелия, икона показывает, что чудо было совершено в присутствии большого количества народа. Оно было доступно глазам каждого, и жесты исповедания людей из толпы показывают, что многие из иудеев видевше, яже сотвори Иисус, вероваша в Него (Ин. 11:45). Пещеры в скале, подобные пещере Лазаря, что действие происходит на кладбище вне городских стен.

На первом плане, впереди группы апостолов – Спаситель с припадающими к Его ногам сестрами умершего Лазаря, Марфой и Марией. Вид Его царственно величествен; по Его повелению: возмите камень (Ин. 11:39) человек отваливает плиту, закрывающую вход в гробницу, – деталь, показывающая, что Лазарь не мог выйти из нее самостоятельно. Повелительному жесту Его руки и слову Лазаре, гряди вон (Ни. 11:43) повинуется сама смерть, и Лазарь, повитый по рукам и ногам пеленами, т. е. в том виде, в каком был похоронен по обычаю, появляется без помощи со стороны, «чудесем чудо уверяя», у выхода из погребальной пещеры. Один из присутствующих, по слову Спасителя разрешите его и оставите ити (Ни. 11:44) держит край повязки, освобождая Лазаря от погребальных пелен, от которых он не мог освободиться без посторонней помощи. Смрад разложения еще исходит от этого тела, четыре дня пролежавшего в гробу и вернувшегося к жизни: он заставляет развязывающего закрывать рот и нос одеждой. Все эти детали, которые внушили веру многим, говорят о том, что событие это принадлежит к порядку явлений здешнего мира, что это – обычное тело человека, по воле Сына Божия вернувшегося к продолжению своей земной жизни, и что всякий мог удостовериться в подлинности воскрешения Лазаря и увидеть его самого.

 

Яндекс.Метрика